Нет религии выше истины

Махатмы и Теософское Общество*

Были времена, когда «значительная часть просвещенных умов» обучалась в наших  школах. Такие времена видели Индия, Персия, Греция и Рим /Письмо 5, с. 36/.

1. Но образовать совершенно независимый Англо-Индийский Филиал с теми же общими и частными целями, как и основное Общество, и с теми же закулисными руководителями, означало бы не только нанесение смертельного удара Теософическому Обществу, но также возложило бы на нас двойной труд и заботу без малейшего компенсирующего преимущества, которое можно было бы ощутить.

После того, как основан новый филиал, или созданы условия для его возникновения, Основное Общество дает ему грамоту /теперь оно не может это сделать без нашей санкции и подписи/… /Письмо 4, с. 26,27/.

2.  Старшие Махатмы желают, чтобы было положено начало «Братству Человечества», истинному Мировому Братству, которое должно быть проявлено по всему миру и привлечь внимание высочайших умов /Письмо 10, с. 52/.

3. Конечно, если бы мы собственной персоной взяли на себя его основание и управление, весьма возможно, что оно было бы совершеннее и сделало бы меньше ошибок. Но мы не могли сделать этого, и также это не входило в наши планы: задача была дана двум нашим агентам, и им было предоставлено, как теперь и вам, делать все, что они могут при данных обстоятельствах… /Письмо 12, с. 64/.

4. «Можете ли вы что-либо сделать, чтобы помочь Обществу?». Хотите, чтобы я /К.Х./ говорил откровенно? Ну, я скажу: «Нет», ни вы сами, ни сам владыка Санг-гиас до тех пор, пока не будет доказано, что своим двусмысленным положением Основатели обязаны дьявольской злобе и систематическим интригам, не могли бы помочь. Таково положение, каким я его вижу, руководствуясь велениями Глав /Письмо 37, с. 150/.

5. 17 ноября в этом году /1882/ семилетний срок испытания, данный Обществу при его основании, чтобы осторожно «проповедовать нас», истекает. Один или двое из нас надеялись, что мир настолько продвинулся интеллектуально, если не интуитивно, что оккультная доктрина могла бы обрести интеллектуальное признание и импульс для нового цикла оккультных изысканий, другие, более мудрые, как это теперь кажется, придерживались другого мнения, но согласие на испытание было дано. Однако было обусловлено, что попытка должна быть проведена независимо от нашего персонально управления, что не должно иметь место сверхнормальное вмешательство с нашей стороны.

  — 2 —

Подыскивая, мы нашли в Америке человека, годного стать вождем, человека большого нравственного мужества, самоотверженного и обладающего другими хорошими качествами. Он далеко не был самым лучшим, но /как мистер Хьмговорит о Е.П.Б./ он был лучшим, какого можно было достать. С ним мы соединили женщину с наиболее исключительными и чудесными дарованиями. Вместе с тем у нее были большие личные недостатки, но и такой, какой она была, она осталась непревзойденной, так как не было на свете более подходящего человека для этой работы. Мы послали ее /Е.П.Б./ в Америку, свели их вместе и испытание началось…. Их успех не оправдал  надежд их начальных вдохновителей… Еще несколько месяцев, и срок испытания закончится. Если к тому времени состояние дел в Обществе по отношению к ним – вопрос о «Братьях» не будет окончательно улажен /или исключен из программы Общества,  принят на наших условиях/, то это будет последнее о «Братьях»  всех форм, цветов, размеров и степеней. Мы исчезаем                                                       

из поля зрения публики, как испарения в океане. Только тем, кто оказался верным себе и Истине во всем, будет дозволено дальнейшее сношение с нами. И даже не им, если, начиная от председателя и ниже, они  не свяжут себя торжественным словом чести хранить с того времени нерушимое молчание о нас, о Ложе, о тибетских делах… В таком случае усилие будет приостановлено до наступления следующего семеричного цикла, когда, если обстоятельства будут более благоприятны, следующая попытка будет сделана по тому же самому или другому направлению /Письмо 46, с.167, 168/.

6. Солнце теософии должно сиять всем, а не только части. Движение распространилось больше, чем вы подозреваете, и работа Т.О. соединена с подобной же работой, тайно производимой во всех частях света. Даже в Т.О. имеется отдел, направляемый одним греческим Братом, о котором никто в Обществе не подозревает, за исключением Е.П.Б. и Олькотта. И даже он знает лишь то, что идет подготовка, и временами выполняет приказы, которые я /М./ ему посылаю в связи с этим. Цикл, о котором я говорил, относится к движению в целом. Европа не будет пропущена, не бойтесь. Но, возможно, что вы даже не в состоянии представить себе, каким образом свет туда прольется. Спрашивайте своего серафима К.Х., чтобы он рассказал вам об этом подробнее…

Наш Коган абсолютно запретил нам принимать какое-либо участие… /Письмо 47, с. 169/.

  — 3 —

7.  Ей /Е.П.Б./ запрещено говорить то, что она знает. Вы можете резать ее на куски – она не скажет. Нет, ей приказано в случае необходимости вводить людей в заблуждение, и если бы она по своей природе была более лживой, она могла бы быть счастливее и уже давно бы одержала победу /Письмо 47, с. 170/.

8.   … почему  мы не вмешались? Почему мы, естественные покровители Основателей, если и не Общества, не остановили этих позорных заговоров?  Уместный вопрос, только я сомневаюсь, будет ли мой ответ ясно понят, несмотря на всю его искренность. Вы совсем не знакомы с нашей системой…  Фактом является то, что до последнего и высшего посвящения каждый ученик /и даже некоторые Адепты/ предоставляется сам себе, собственному уму-разуму. Нам приходится самим сражаться в своих битвах, и старая знакомая пословица – «Адептами становятся – их не делают» — правильна буквально. Так как каждый из нас является творцом и породителем причин, которые ведут к тем или другим результатам, то мы должны пожинать то, что мы посеяли. Нашим ученикам оказывается помощь только тогда, когда они невиновны в причинах, приведших их к неприятностям, когда такие причины порождены чужими, внешними влияниями. Жизнь и борьба за адепство были бы слишком легки, если бы за каждым из нас стояли бы мусорщики, чтобы отметать прочь следствия, порожденные нами через нашу необдуманность и самонадеянность…

 …  Каждый входящий в контакт с нами, каждый, выявивший желание больше узнать о нас, должен подвергнуться испытаниям и испытуется нами  /Письмо 91, с. 357/.

9.  … все британские теософы, если они не знают, должны бы знать, что все они в совокупности после нашей санкции находятся под регулярным испытанием… /Письмо 91, с. 363/.

10. … невежливое письмо Хьюма, которое я не разрешу опубликовать … /Письмо 91, с. 366/.

11. «Теософ» должен окраситься в определенный цвет и должен стать единственным в своем роде. Мы готовы предоставить необходимые экстрасуммы для этого… /Письмо 91, с. 368/.

12. Мертвая точка сменяющегося цикла прошла, для Теософического Общества 17 декабря /1882 т. ?/ начинается новый цикл /Письмо 97, с. 408/.

13. Вывод мистера Месси, что «предвидение Адепта не было доступно» в различных перечисленных случаях неудач теософов, является просто новым повторением старой ошибки, заключающейся в предположении, что отбор членов

 — 4 —

и деятельность Основателей и учеников контролируются нами! Это часто нами отрицалось и, как полагаю, было достаточно объяснено вам в моем письме из Дарджилинга, но,  несмотря на все это,  возражатели цепляются за свою теорию. Мы не имеем никакого отношения к этим событиям, также мы ими, как правило, не руководим /Письмо 100bс. 409-410/.

14. Не обвиняйте меня /К.Х./ в безразличии или забвении нашей маленькой спекуляции, после того, как я сам ее начал. К Когану с такими «мирскими» делами нельзя обращаться каждый день, и в этом мое извинение за неизбежную задержку.

А теперь мне мои почитаемым Владыкой разрешено послать вам /Синнетт/ меморандум Его точки зрения о возможностях и судьбах известной газеты, относительно которой, о его предвидении было запрошено вашим смиренным другом и его слугою. Придав им деловую форму, я записал его мысли следующим образом:

… III. Мы можем направлять и руководить их усилиями и всем движением в общих чертах. Хотя мы отделены от вашего мира действия, мы все же не оторваны от него полностью, пока существует Теософическое Общество. Следовательно, несмотря на то, что мы не можем руководить предприятием открыто, и к сведению всех теософов и имеющих к нему отношение, мы можем и будем помогать ему, насколько это будет осуществимо. Фактически мы уже начали это делать… Я готов предложить себя самого поручителем, что это произойдет скоро /Письмо 103, с. 425-427/.

15.  Я /К.Х./ поручу Олькотту на этот счет послать ему официальную бумагу и сам напишу для него инструкции. Мне очень хочется, чтобы Англо-Индийский «Эклектик» перевели в Калькутту… /Письмо 107, с. 446/.

16..  Все, что от нас требуется, это настаивать на том, чтобы этот документ был прочитан перед общим собранием, состоящим из стольких теософов, сколько вы сможете собрать, и чем раньше, тем лучше. Он содержит в себе и несет на своей бумаге некоторое оккультное влияние, которое должно дойти до как можно большего количества теософов. Что это такое, вы, возможно, догадаетесь впоследствии по его непосредственному и косвенному воздействию… Не бойтесь, я буду там, чтобы охранять ваши интересы. Во всяком случае, программа следующая: памятная записка /меморандум/ написанная вашим смиренным корреспондентом, должна быть прочитана собравшимся теософам на торжественном заседании и затем храниться в  протоколах Общества. Она содержит изложение наших взглядов в отношении вопросов,

— 5 —

возникших по поводу управления Обществом и основам его работы. Наши симпатии к Обществу будут зависеть от осуществления заключенной в ней программы, составленной после зрелого размышления /Письмо 120, с. 491-492/.

17. Я /К.Х./ только что распорядился, чтобы были отправлены две телеграммы: м-с А. Кингсфорд и м-ру А. П. Синнетту, — извещая обоих, что первая должна и впредь оставаться Президентом Лондонской Ложи Теософского Общества.                                                               

Это не является желанием кого-либо из нас или обоих, известных м-ру Синнетту, но определенным желанием Самого Когана….  Но, скорее, вопрос заключается лишь в том, соответствует ли упомянутая леди той цели, которую мы все вынашиваем в наших сердцах, а именно: распространению истины путем эзотерических доктрин по любому религиозному каналу и удалению грубого материализма, слепых предрассудков и скептицизма /Письмо 121, с. 494/.

18. По-видимому, для надлежащего изучения и правильного понимания нашей философии и пользы тех, чья склонность заставляет их искать эзотерических познаний из источников северного буддизма, а также и для того, чтобы такое учение не было бы даже в своей сущности навязано и предлагаемо тем теософам, взгляды которых могут расходиться с нашими, необходимо, чтобы внутри Л.Л. была образована… группа, состоящая из тех членов, которые желают абсолютно придерживаться Учения той школы, к которой Мы, Тибетское Братство, принадлежим. Таково фактически желание Маха-Когана /Письмо 121, с. 496-497/.

19.  … мне было приказано Маха-Коганом посоветовать отложить выборы этого года, чтобы избежать чего-нибудь похожего на опрометчивость и выиграть время для обсуждения настоящего письма… о необходимости формирования особой организации или группы внутри Л.Л.Т.О…. /с. 500/.

20. Наше желание было – выразить свое мнение, что человек может быть активным и полезным членом Общества, не вписывая себя в число наших последователей или исповедующих ту же религию, это желание таким и осталось… мы не имеем права влиять на свободную волю членов в том или ином вопросе. Такое вмешательство было бы вопиющим противоречием с основным законом эзотеризма, что персональный психический рост сопровождает в равной степени развитие индивидуального усилия и является свидетельством накопления личных заслуг /Письмо 123, с. 501/.

  — 6 —

21.  Как бы мало мы ни заботились о личном подчинении нам, признанным руководителями и Основателями Основного Теософического Общества, мы никогда не можем одобрить и допустить нарушения верности основным принципам,

действующим в Основной Организации, от какого бы филиала или члена оно ни исходило. Правила Основного Общества должны быть соблюдены личным составом всех филиалов при условии, что они не нарушат стремление к трем объясненным целям организации /Письмо 123, с. 502-503/.

22. Я /К.Х./ вам /Синнетт/ давно уже говорил: Общество не устоит в наступающие годы, если оно будет базироваться только на «Тибетских Братьях» и феноменах /Письмо 125, с. 507/.

23.  …  Я /К.Х./ был единственным, кто пытался и упорствовал на своей идее о необходимости, по крайней мере, маленькой реформы, хотя бы небольшого отступления от чрезвычайной непреклонности наших правил, если мы хотим, чтобы европейские теософы численно увеличились и работали для просвещения и пользы человечества. Я потерпел неудачу в своей попытке, как вам /Синнетт/ известно. Все, чего мог добиться, было разрешение сообщаться с несколькими лицами, с вами, главным образом, так как я выбрал вас в качестве выразителя нашего Учения, которое мы решили дать миру хотя бы до некоторой степени… Я был связан по рукам и ногам, когда я сделал попытку дать вам возможность издавать  вашу собственную газету. Мне не было разрешено применять по этому делу какие-либо психические силы. Вы знаете результаты…

    … против вас имелся приказ нашего Верховного Владыки не вмешиваться в естественный процесс роста Л.Л. и в психическое и духовное развитие его членов, и в особенности – в ваше /Письмо 127, с. 511-512/.

24.  В этот критический момент, предвидя новую опасность, вмешался я /К.Х./. Дарб Нат был отправлен к ней /Л.К.Х./ и три раза воздействовал на нее от моего имени. Некоторое время давалось направление ее мыслям, и ее ясновидение было заставлено служить цели. Если бы ее искренние устремления одержали победу над сильной личностью ее низшего Я, я бы доставил Т.О. превосходного работника и превосходную помощь….

 … но я не имею права каким-либо образом воздействовать на нее /Письмо 128, с. 519/.

25. Все было условлено и приготовлено. Тайный комитет, в задачу которого входило получение от нас писем и наставлений и передача их Восточной группе, был готов, когда несколько европейцев… взяли на себя власть перевернуть

  — 7 —

решение всего Совета. Они отклонили /хотя выставляемые ими причины были другие/ получение наших наставлений через Субба Роу и Дамодара… /Письмо 130, с. 523/.

26. Е.П.Б. была до сих пор нашим единственным орудием и понятливым агентом…   /Письмо 131, с. 528/.

27. Общество, действуя в полном согласии с нашими указаниями, никого не принуждает стать членом второй секции            /Письмо 153, с. 551/.

* Письма Махатм. —  М., Амрита-Русь, 2003 г.