Нет религии выше истины

Теософия и спиритуализм

Спиритуализм– в философии – состояние или положение ума, противоположное матери­ализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что су­ществующее оживлено или наполнено «все­мирной душой» или духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа – есть чистый спиритуализм. Что касается верования, кото­рое фигурирует под этим названием, а имен­но, верования в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума – это не что иное, как материализация духа и деградация челове­ческой и божественной душ. Верующие в по­добные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «некромантией». Но наши современные спиритуалисты обижают­ся, когда им говорят эту простую истину /Блаватская Е.П. Теософский словарь, с. 485; Практический оккультизм, с. 147/.

Первое разногласие между теософской и спиритуалистической теориями относительно медиумических феноменов состоит в том, что теософы полагают, что феномены могут созда­ваться более чем одной действующей силой, а последние признают лишь одну силу, а имен­но – бестелесные души /Е.П. Блаватская. Практический оккультизм, с. 175/.

Спиритуалисты настойчиво употребля­ют наименование «духи умерших»; это во­все не духи, они тленны и смертны, это то, что остается от умерших, когда отлетают их души … /Там же, с. 214/.

… мы никогда не отрицали, что в некото­ром смысле возможно установить связь между людьми и подлинными духами умерших. Мы лишь утверждали, что, за исключением опре­деленных случаев, … лишь оболочки, а вовсе не истинные духи могут появляться и действо­вать в комнатах для сеансов.

Мы никогда не спорили о том, что суще­ствует некое состояние, с которым, вне вся­кого сомнения, связаны представления спи­ритуалистов о Саммерлэнде, в котором духи ушедших получают воздаяние за свои заслу­ги. Именно это состояние, известное тибет­ским оккультистам как дэвачан, мы и имели ввиду… /Там же, с. 232/.

Объективные феномены спиритуали­стов…– это результат, или, по крайней мере, следствие, деятельности или вмешательства элементалов, полуразумных сил природы, су­ществ, которые в некоем достаточно удален­ном цикле, пройдя через все низшие объектив­ные царства, в конце концов, будут рождены как люди; а также элементариев, или оболо­чек. Такие оболочки бывают двух типов: во-первых, оболочки, принадлежащие людям, шестой и седьмой принципы которых, притя­нув к себе также и как бы квинтэссенцию пя­того принципа, удалились с тем, чтобы пре­терпеть новое развитие. Такие оболочки со­стоят из четвертого и частично пятого прин­ципов. Они лишены половины или еще боль­шей части своей личной памяти, и все, что у  них осталось – это животные и материаль­ные инстинкты…

    — 2 —

Такие существа продолжа­ют жить лишь временно; постепенно все их сознание угасает и они разрушаются. Толь­ко медиумы высшего класса могут привлечь их, причем лишь некоторых из них. Чем чище личности, тем слабее их жизненная сила, тем меньше срок их посмертного существования и шанс принять участие в медиумических про­явлениях. Чем в большей степени личность за­пятнана грехом, искажена пороком и живот­ными страстями, тем выше жизненная сила ее остатков, тем дольше срок их существования и тем больше шанс, что они проникнут в ком­нату для сеансов…

Намного более опасно иметь дело с дру­гим типом элементариев…. Этот второй класс во всех отношениях намного более выносли­вый, более активный и, в большинстве случа­ев, определенно зловредный. Несомненно, он никоим образом не пострадает от своего обще­ния с людьми, но вот последние неизбежно бу­дут испорчены в результате общения с оболоч­ками этого типа. К счастью, они сравнитель­но немногочисленны, конечно, если говорить вообще, существуют миллионы миллионов та­ких оболочек, но к чести человеческой приро­ды следует отметить, что личности, обречен­ные на полное уничтожение, составляют лишь небольшой процент от их общего количества…

Что же касается элементалов, этих, несо­мненно, недоразвитых, зачаточных людей, на­ходящихся в еще более эмбриональном состо­янии, чем дух, дремлющий в минерале, кото­рые, хотя и способны стать могущественными силами, соединившись с оболочками под чара­ми колдунов или водительством адептов, явля­ются, как правило, безответственными, тупы­ми, нейтральными существами, получающими нравственные и ментальные черты от домини­рующего и более развитого духовного существа, с которым, или под контролем которого, они ра­ботают; но даже они, хотя сами и неспособны причинить вред, могут стать очень опасными для медиумов, обладающих склонностью к злу.

Таким образом, можно сказать, что имен­но элементалы и элементарии совершают боль­шую часть физических феноменов, о которых говорят спиритуалисты…. Существуют и другие классы действующих лиц…. Этот класс вклю­чает в себя духов сознательных самоубийц, со­вершивших этот акт в здравом уме. Они явля­ются духами, а не оболочками, потому что в их случае не происходит, во всяком случае, пока, полного и безвозвратного разрыва между чет­вертым и пятым принципом с одной стороны, и шестым и седьмым – с другой… Духи этого класса, несомненно, могут общаться с людьми, но, как правило, они должны дорого заплатить за пользование этой привилегией…/Там же, с. 246-249,383,444,463/.

Спиритуалисты – это бессознательные некроманты /Блаватская Е.П. Карма Судьбы, с. 409; Основы Теософии, с. 26/.

• Спиритуалисты утверждают, что все эти явления производятся «духами» ушедших смерт­ных, в основном их родственников, которые воз­вращаются на землю, по их словам, для того, чтобы общаться с теми, кого они любили или

  — 3 —

к кому были привязаны. Мы полностью отверга­ем такую возможность. Мы утверждаем, что духи умерших не могут вернуться на землю – разве что в редких и исключительных случаях,… так­же они не могут общаться с людьми, за исключе­нием совершенно субъективных средств. То, что видится объективным, или предметным – лишь фантом внефизического человека. Но психиче­ский или, так сказать, «духовный» спиритуализм мы признаем самым решительным образом/Блаватская Е.П. Ключ к Теософии, с. 33,36,147,149,156,192/.

• Я выступаю вовсе не против истинного спиритуализма, а против современного дви­жения, получившего это название, и против так называемой философии, изобретенной для объяснения его феноменов /Там же, с. 194/.

• Мы, теософы, всегда считали спиритуа­листов своими братьями, имеющими те же ми­стические склонности, что и мы, но они посто­янно рассматривали нас как врагов…

Лучшие английские спиритуалисты гово­рят то же, что и мы, в тех случаях, когда серьез­но высказывают свои убеждения  
/Там же, с. 197; Разоблаченная Изида, т. I, с. 116-118,122,123,149-150,171,303,309,315; т. II, с. 159,798,799/.