Вновь и вновь Блаватская стремится обратить внимание читателя на важнейшие аспекты учения, обращаясь к тому, что уже было объяснено, и расширяя основные положения новыми комментариями и цитатами. Поэтому к шести нумерованным пунктам в разделе «Итог» добавляется еще пять пунктов, представленных в качестве «доказанных фактов».
В квадратные скобки заключены пояснения мадам Блаватской к цитируемым отрывкам.
* * *
«Какова бы ни была судьба этих писаний в далеком будущем, мы надеемся, что нам удалось доказать следующие факты:
1/ Тайная Доктрина не учит атеизму, исключая в смысле, лежащем в основании санскритского слова «Настика», отвергания идолов, включая каждого антропоморфического Бога. В этом смысле каждый оккультист есть Настика.
2/ Она признает Логоса или коллективного «Творца» Вселенной, Демиурга, в смысле, употребляемом, когда говорится о «Зодчем», как о «Творце» здания, тогда как этот зодчий никогда и не дотронулся до единого камня его, но, начертав план, предоставил всю ручную работу каменщикам. В нашем случае, план был дан Представлением /мыслеосновой/ Космоса, а строительный труд был представлен Множеством Разумных Сил. Но этот Демиург не есть личное Божество – т.е. несовершенный, внекосмический Бог, но лишь совокупность Дхиан-Коганов и прочих Сил.
3/ Дхиан-Коганы двояки по своей природе; будучи составлены из а/ неразумной, грубой Энергии, присущей Материи и б/ разумной Души, или Космического Сознания, направляющей и руководящей этой энергией, которая и есть Дхиан-Коганическая Мысль, отражающая Представление Космического Разума. Результатом этого являются постоянные чередования физических проявлений и моральных следствий на земле в течение манвантарических периодов, причем все в целом подчинено или подлежит Карме. Так как процесс этот не всегда совершенен и раз, несмотря на многочисленные доказательства, свидетельствующие о существовании руководящего Разума позади покрова, процесс этот все же являет пробелы и недостатки и даже весьма часто оканчивается неудачею – то из этого следует, что ни коллективное Множество /Демиург/, ни одна из деятельных Сил, взятая индивидуально, не могут подлежать воздаянию им божественных почестей
— 2 —
или обоготворению. Тем не менее, все они имеют право на благодарное уважение и почитание человечества; и человек должен был бы постоянно устремляться помогать божественной эволюции Идей, становясь, по мере способностей своих, сотрудником Природы в задании Цикла. Лишь вечно неизвестная и непостигаемая Карана, Беспричинная Причина всех причин, должна была бы иметь свой Храм и Престол в сокровенной и нетронутой почве нашего сердца – невидимая, неощутимая, несказуемая, иначе, как через «еще слабый голос» нашего духовного сознания. Те, кто поклоняются ей, должны совершать это в молчании и в освещенном одиночестве своих душ, делая свой дух единым посредником между ними и Мировым Духом, свои благие поступки единственными священнослужителями и свои греховные намерения единственными видимыми и объективными жертвами, приносимыми этому Присутствию.
«И когда молишься, не будь как лицемеры… войди в комнату и затвори дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне» /Матф., 6:5-6/. Наш Отче внутри нас и есть наш Седьмой Принцип в «храмине нашей», нашего душевного познания души. «Царство Божие» и Небо внутри нас, сказал Иисус, а не вне нас. Почему христиане так абсолютно слепы к самоочевидному смыслу слов мудрости, которые они так любят механически повторять?
4/ Материя вечна. Это есть Упадхи или Физическая Основа Единого Беспредельного Космического Разума для построения на ней своих представлений. Поэтому эзотерики утверждают, что нет неорганической или «мертвой» материи в Природе, различие, делаемое наукой между этими двумя, так же неосновательно, как и своевольно, и лишено здравого смысла. Тем не менее, что бы наука ни подумала – а точная наука весьма ветреная особа, как мы все знаем это на опыте – Оккультизм знает и учит иному, как это делалось с незапамятных времен, от Ману и Гермеса до Парацельса и его последователей.
Так, Гермес, Трижды Великий, говорит:
«О сын мой, материя становится, изначала она была, ибо материя есть проводник того, что становится. Становиться /выя — вление/ есть способ деятельности несотворенного, всепредвидящего Бога. Будучи одаренной зародышем становления /объективная/ материя зарождается, ибо творческая сила обрабатывает ее согласно идеальным формам. Материя, еще не зачатая, не имела формы; она становится таковой, когда она приведена в действие».[«Дева Мира»].
— 3 —
На это покойная д-р Анна Кингсфорд, талантливая переводчица и компилятор Герметических фрагментов говорит в примечании:
«Д-р Менард замечает, что в греческом языке одно и то же слово означает «быть рожденным» и «становиться». Мысль, здесь выраженная, та, что материал мира в сущности своей вечен, но перед созданием, или перед тем, как «стать», он находится в пассивном, неподвижном состоянии. Так материя «была», прежде чем она была выявлена в действии, теперь она становится, то есть, она подвижна и прогрессивна».
Далее она добавляет чисто Ведантическую доктрину Герметической Философии, именно, что:
«Творение, таким образом, есть период деятельности /Манвантара/ Бога, который, согласно герметической мысли /или что, согласно ведантистам/ имеет два вида – Деятельность или Существование, Бог эволюционирующий /Deus explicitus/, и Пассивность Бытия /Пралайя/, Бог инволюционирующий /Deus implicitus/. Оба вида так же совершенны и закончены, как и состояния бодрствования и сна человека. Фихте, немецкий философ, определял Бытие /Sein/, как Единство, которое мы постигаем как Многообразие лишь через существование /Dasein/. Это воззрение вполне Герметическое. «Идеальные Формы» … являются прототипами или пластическими идеями неоплатоников; вечными представлениями вещей, существующими в Божественном Разуме до «Сотворения» или выявления».
Или по философии Парацельса:
«Все есть продукт единого, всемирного, творческого усилия …». Нет ничего мертвого в Природе. Все является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм» /Франц Гартман, «Парацельс»/.
5/ Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на протяжении Вечности и Бессознательности того, что ведантисты называют Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии Запада; «врожденные, вечные и самосущие Идеи» Платона, отраженные теперь фон Гартманом. «Непознаваемое» Герберта Спенсера носит лишь слабое сходство с Трансцендентальной Реальностью, в которую верят оккультисты и которая часто есть лишь простое олицетворение «силы позади феномена» — бесконечная и вечная Энергия, от которой произошли все вещи, тогда как автор «Философии Бессознательного» подошел /лишь в этом отношении/ настолько близко к решению великой Тайны, насколько это возможно для смертного. Малочисленны были те, кто в древней или средневековой
— 4 —
философии отваживались приближаться к этой теме или даже намекать на нее. Парацельс упоминает об этом путем выводов, и его идеи прекрасно синтезированы д-ром Францем Гартманом, членом Теософического Общества, в его труде «Парацельс», откуда мы только что привели несколько выдержек.
Все христианские каббалисты хорошо понимали восточную, основную идею. Деятельная Мощь, «Непрестанное Движение великого Дыхания» только пробуждает Космос на заре каждого нового Периода, пуская его в движение, посредством двух противоположных Сил, центростремительной и центробежной, которые суть мужская и женская, положительная и отрицательная, физическая и духовная силы, обе будучи единой Первозданной Мощью, и, таким образом, выявляя ее объективно на плане Иллюзии. Другими словами, это двоякое движение переводит Космос из плана Вечного Идеала в план конечного проявления или же из нуменального плана в феноменальный. Все, что есть, было и будет, вечно Есть, даже бесчисленные Формы, которые конечны и разрушаемы лишь в их объективной, но не в их идеальной форме. Они существуют, как идеи, в Вечности, и когда они пройдут, исчезнут, они будут существовать, как отражения. Оккультизм учит, что никакая форма не может быть дана чему бы то ни было, Природою, или человеком, идеальный тип которой не существовал бы уже на субъективном плане; более того, ни одна форма или образ не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении, если она уже не существовала, хотя бы как приблизительный прототип. Ни форма человека, ни форма животного, растения или камня никогда не была «сотворена»; и только на нашем плане она начала «становиться», то есть, объективироваться в ее настоящую материальность или же развиваться изнутри наружу, из самой возвышенной сверхчувственной сущности в ее грубейшую видимость. Потому наши человеческие формы существовали в Вечности, как астральные или эфирные прототипы; по этим образцам Духовные Существа или Боги, на обязанности которых лежало вызвать их к объективному бытию и к земной жизни, выявили протоплазматические формы будущих Эго из своей собственной Сущности. После чего, когда это человеческое Упадхи, или основная форма, была готова, земные Силы Природы начали работать над этими сверхчувственными формами, содержащими, кроме их собственных элементов, элементы прошлых растительных и будущих животных форм этого Глобуса. Потому внешняя оболочка человека прошла через каждое растительное и животное тело, прежде нежели она приняла человеческий облик».
/Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, т. 1, с. 347-351/.