1. Были времена, когда «значительная часть просвещенных умов» обучалась в наших школах. Такие времена видели Индия, Персия, Греция и Рим /Письмо 5, с. 36-37/.
2. Если вам хочется, я пришлю вам очерк, объясняющий, почему для успешных достижений в оккультных науках в Европе более чем где-либо необходимо Всемирное Братство, т.е. «родство» сильных магнетических, но все же различных энергий и полярностей, сконцентрированных вокруг одной доминирующей идеи /Письмо 6, с. 42/.
3. Объединению вашего ума с нашими препятствует его врожденная неспособность. Такова, по несчастью, наследственная и самоприобретенная грубость, тяжесть западного ума. И так мощно самые слова, выражающие современные мысли, развились по лини практического материализма, что почти невозможно вам понять нас или нам объяснить вам что-либо касаемое этой тончайшей, идеальной механики оккультного Космоса. До некоторой малой степени такая способность может быть приобретена европейцами путем изучения и медитации, но – это все. Здесь заложено препятствие, которое до сих пор не позволило убеждению в теософические истины приобрести широкое распространение среди западной нации, и послужило причиной того, что западные философы отбросили изучение теософии, как бесполезной и фантастической. Как могу научить вас читать и писать или даже понять язык, ощутимый алфавит которого или слова, доступные вашему уху, не были еще изобретены /Письмо 12, с. 58/.
4. Скорее смешаются масло и вода, чем англичанин, хотя и умный, благородный и искренний, усвоит индусскую эзотерическую мысль, не говоря уже о ее эзотерическом духе /Письмо 18, с. 92/.
5. Вы все еще варвары, несмотря на вашу хваленую цивилизацию /К.Х. – Синнетту/ /Письмо 50, с. 181/.
6. Я /К.Х./ не хочу вас /Синнетт/ обескураживать, но лишь хочу обратить ваше внимание на ужасающие трудности, встречаемые нами при каждой попытке, которую мы делаем, чтобы пояснить нашу метафизику западным умам, даже среди наиболее интеллектуальных. Увы, друг мой, вы так же не способны усвоить наш способ мышления, как и переварить нашу пищу или же насладиться нашими мелодиями /Письмо 106, с. 435/.
7. … мы не были успешны в Европе /Письмо 130, с. 526/.
8. Это ее /Е.П.Б./ состояние тесно связано с ее оккультной тренировкой в Тибете и вызвано тем, что она одинокой послана в мир, чтобы постепенно подготавливать путь других. После почти столетних бесплодных поисков Нашими Главами
— 2 —
пришлось использовать единственную возможность посылки европеянки на европейскую почву, чтобы создать связующее звено между их страной и нашей /Письмо 20, с. 107/.
*** Истинный исследователь Тайной Доктрины – это Джнани-йог, и этот Путь Йоги является истинным путем для западного ученика. С тем, чтобы дать ему указатели на этом Пути и была написана «Тайная Доктрина» /Основания эзотерической философии. М., 1997 г., с. 54/.
***На Востоке дух «единения» воспитывается постоянно с самого детства, так же как на Западе — дух соперничества. Рост личных амбиций, личных чувств и желаний сверх меры не поощряется. Там, где почва естественным образом удобрена, это культивируется правильным образом, и ребенок вырастает в человека, в котором привычка к подчинению низшего Эго высшему становится доминирующей. В то же время на Западе люди полагают, что их собственные пристрастия и неприязни по отношению к другим людям или вещам являются для них руководящими принципами, побуждающими их к действию, даже в том случае, если они не становятся законом их собственной жизни и они стараются совместить их с другими принципами.
Очень редко европейцу, живущему в Европе, удается успешно пройти тренировку восточными методами. Если он или она имеет возможность отправиться на Восток и полностью погрузиться в восточную коллективную душу, у них появляется возможность пройти определенный путь в лоне восточной традиции. Однако известно немного случаев, чтобы хоть один европеец достиг высших степеней. Различные школы разрабатывают различные аспекты различных «тайных наук».
Так, эзотерическая дисциплина, давшая возможность индусам выработать высший разум, не только была бы неприменима к англосаксам, чьей задачей была выработка конкретного разума, но и реально помешала бы произойти и такому
развитию, ибо необходимо затворить высшее сознание, если предстоит работа с низшим сознанием. Каждый из народов, сколь бы ни были их предназначения, может извлекать пользу из достижений других постольку, поскольку способности и качества, которым однажды суждено было проявиться на этой земле, принадлежат человечеству и составляют часть общего. |
/Форчун Д. Тайное без вымыслов. Леви Э. Учение и ритуал высшей магии. М.: REFL-book, 1994/.