Теософское общество– основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке полковником Г.С. Олькоттом, Е.П. Блаватской при содействии У.К. Джаджа и некоторых других. Изначально заявленной целью Теософского общества было изучение оккультной науки и эзотерической философии, в теории и практических приложениях, и популяризация этих фактов во всем мире. По прошествии некоторого времени цели Теософского общества были сформулированы следующим образом:
1. Сформировать ядро всемирного Братства человечества без различия по расе, национальности, полу, касте или цвету кожи.
2. Поощрять сравнительное изучение религии, философии и науки.
3. Исследовать неизвестные законы Природы и скрытые в человеке силы.
В октябре 1879 г. В Бомбее начал издаваться первый Теософский журнал «Theosophist», который существует и поныне. Его редактором стала Е.П. Блаватская. Она вела активную работу среди английских теософов, создала новый теософский журнал «Lucifer» /1888 г./ /Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, т. 1, с. 9-11; Теософский словарь, с. 506-507/.
• Общество было основано не для того, чтобы учить новым или легким путям приобретения «сил»; и что его единственная миссия – это снова зажечь факел истины, угасший на столь долгое время для всех людей, за исключением немногих, и сохранять эту истину живой путем формирования всеобщего братства человечества, на почве которого лишь только и могут прорасти добрые зерна. Теософское общество поистине хочет помочь духовному росту каждого человека, попавшего под его влияние, но его методы те же, какие были у древних Риши, его принципы совпадают с учениями раннего эзотеризма… /Блаватская Е.П. Практический оккультизм, с. 40/.
• Общество не является питомником для начинающих адептов; у него нет учителей, которые ходили бы кругом и давали консультации по разным вопросам, относящимся к исследовательской работе Общества… /Там же, с. 43/.
• В Теософском обществе каждый член волен изучать то, что он пожелает, при условии, что он не будет безрассудно идти неведомыми путями, которые неизбежно приведут его к черной магии, колдовству… /Там же, с. 84-85/.
• Каждый член имеет право верить в то, во что он пожелает, и таким образом он волен в своем выборе. Как говорится повсеместно, Теософское общество – это «Республика Совести» /Там же, с. 96,102/.
• За одиннадцать лет существования Теософского общества из семидесяти двух принятых на испытательный срок полных чел и нескольких сотен мирских кандидатов всего лишь трое до сих пор не утратили своего статуса, и всего лишь один из них достиг истинного успеха /Блаватская Е.П. Карма судьбы, с. 57,68,285/.
— 2 —
• Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трех целей их современного последователя – Теософического общества, а именно – примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах /Блаватская Е.П. Ключ к теософии, с. 9-10/.
• Члены Теософского общества вольны исповедовать любую религию или философию, которая им нравится, или никакой, если они это предпочитают, при условии, что они симпатизируют трем его целям и готовы выполнять, по меньшей мере, одну из них. Общество филантропическая и научная организация для распространения идеи братства в практическом, а не теоретическом плане /Там же, с. 25/.
• У Общества нет собственной мудрости, которой оно должно придерживаться и которой могло бы учить. Оно – лишь хранилище всех истин, изреченных великими провидцами, посвященными и пророками исторических и даже доисторических времен; по меньшей мере, насколько они нам доступны. Потому оно – просто канал, через который, в большей или меньшей степени, проистекают в мир истины, которые можно найти в совокупности сказанного великими учителями человечества /Там же, с. 63/.
• Теософское общество… признает лишь одного врага – и избегает принимать его представителей в свои ряды, врага, общего для всех, а именно, римский католицизм, и это только по причине его требования тайной исповеди… /Блаватская Е.П. Основы теософии, с. 70/.
См. раздел «Письма Махатм»:
«Махатмы и Теософское Общество».
«Махатмы о Е.П. Блаватской и Теософском Обществе».